Новая история «Магии». Вехи развития Magic: the Gathering. 2003—2018

Расскажи интересных фактов из истории МТГ?

Важные события за 25 лет MTG, которые повлияли на игру: изменения правил, типы карт, технология печати, знаковые механики, электронные издания МТГ, запуск новой продукции. Всё написанное ниже — факты, которые впечатляют меня. (Осторожно, ВКУСОВЩИНА!)

Первая часть. Чем примечательны годы 1993…2002.

Итак, Новая история Магии. От редизайна карт и до 25-летнего юбилея игры.

2003

Ввели новый дизайн карт с 8 базового издания — изменилась рамка, шрифт, символ поворота.

Прочесть название карты стало проще. Место под иллюстрацию чуть-чуть увеличилось:

Теперь фон у карт артефактов явно отличается от фона у земель:

До После

Появился супертип «Базовый» для земель:

Закончили многолетнюю историю с Доминарией и начали ежегодно посещать новые миры. Один блок = один мир. Первым в такой концепции стал металлический мир Мирродин, созданный големом Карном. С этого момента креативная команда стала участвовать в проработке концепции мира, его стыковкой с механиками сета.

Блок «Мирродина» практически повторил судьбу блока Саги Урзы, и то время назвали второй комбо-зимой. В этом блоке так же выпустили очень много сильных карт и их пришлось банить пачками.

Появился подтип артефактов Equipment, снаряжение.

Выпустили игру Magic: The Gathering — Battlegrounds под Xbox и Windows. Геймплей:

Марк Розвотер стал главным дизайнером игры. Его вклад в игру заслуживает отдельной статьи.

2004

Запустили официальную онлайновую базу карт — Gatherer.

В блоке Камигава ввели флипнутые карты. Позже их дизайн признали ошибкой и их вряд ли когда напечатают снова. Их место заняли двухсторонние карты.

nezumi shortfang

Дизайн карт артефактов стал темнее, чтобы не путать их с белыми картами.

Банлисты Винтажа и Легаси стали раздельными.

Выпустили второй шуточный сет Unhinged. Здесь так же были полноформатные земли. Сет хорошо продавался, но его напечатали так много, что им были завалены все магазины и выпуск следующего шуточного сета (наработки которого уже начал делать Марк Розвотер) отменили. Очередной шуточный сет вышел лишь через 14 лет, в 2018 году.

2005

Состоялся релиз 9-го базового издания. Оно примечательно тем, что с него впервые начали выходить карты на русском языке. Но фактически первая карта на русском вышла ещё в 2002 году — в виде промокарты в ряду с другими промками на «необычных языках»: латыни, греческом, санскрите, иврите и арабском.

9 издание — последний базовый сет с белой рамкой (так обозначались сеты с перепечатками карт). При этом карты на русском уже напечатали с чёрной, так как эти карты ещё никогда не печатали на русском, то есть это были не репринты в этом языке, а первое издание. Такие выпуски назывались FBB — foreign black border.

plains

9 русское издание foreign black border

В базе нет сканов русской «девятки», поэтому сделал фото

Ввели подтип Чар — Аура.

В блоке «Равника» появился символ гибридной маны. С Равники начался 4-й этап дизайна MTG.

2006

Прошёл одномиллионный 😱 DCI турнир.

Вышел «потерянный» сет Сoldsnap, Стужа. При его анонсе в шутку объявили о том, что при переезде офиса в шкафах Ричарда Гарфилда в запылённых папках нашёлся дизайн сета, который должен был выйти в блоке Ice Age ещё в 1995−96 годах. Формально его и правда отнесли к этому блоку. Но сет никто не терял, его сделали намеренно. Ещё изначально сет должен был выйти и на русском (с 2005 года ведь выходят), но увы. В сети, в той же базе Gatherer, можно найти официальные переводы карт на русский язык, которые не были напечатаны.

В бустерах в слоте частой карты (common) стали попадаться фойловые карты любой редкости. То есть теперь могли попасться две редкие карты — обычная и фойловая.

В сюжете произошло важное событие — «Исцеление», Great Mending. В Мультивселенной МТГ накопились проблемы, которые грозили катастрофичными разрушениями. Чтобы спасти мир, сотворили заклинание Исцеления, которое залечило раны вселенной, но и навсегда изменило сущность «искры» мироходцев. Теперь они перестали быть богами, которые ранее могли создавать и уничтожать целы миры, но могущественными магами, которые ещё умеют перемещаться между мирами. Эта концепция позволила реализовать карты мироходцев и начать повествование сюжета от имени таких героев. Изначально первые карты мироходцев должны были появиться уже в выпуске в блоке Time Spiral 2006−2007 годов, даже на картах были отсылки к новому типу карт, но их не успели дотестировать и напечатали позже.

2007

Вышли одни из знаковых, на мой взгляд, сетов. Planar Chaos, где сделали альтернативные версии выпущенных карточек, например, отмену в белом цвете, а не в синем. Плюс альтернативные версии старых персонажей.

И Future Sight, где заглянули в будущее, поэкспериментировав с кучей новых механик, часть из которых выйдут (или нет) в будущих сетах.

В бустеры к обычным 15 игровым картам стали класть карточки с правилами и токенами.

Вместо обычных трёх сетов по модели 3+1 (три выпуска в одном мире и летом базовый выпуск) про один мир выпустили 2 миниблока по 2 сета в одном мире. Первые два были про мир Лорвин, вторые два были про его другую сущность — мир Шэдоумур. Такая модель, можно сказать, стала предвестником двухблоковой модели 2015 года.

В сете «Лорвин» появились первые 5 карт мироходцев: Аджани, Джейса, Лилианы, Чандры и Гаррука. Соответственно, появился новый тип карты. На тот момент мироходцы были редкости rare, так как мифической редкости ещё не существовало.

Ввели новый тип карты Tribal. Его вскоре признали ошибкой и довольно быстро перестали использовать.

Случилось глобальная ревизия типов существ — Grand Creature Type Update. Какие-то добавили, но огромную часть урезали. Так удалили из базы «Оракл» 146 устаревших типов существ, а добавили лишь 9 новых. При этом огромному числу карт прописали отсутствующие ранее типы. Например, в первых выпусках у легендарных карт существ был тип Legend. После обновления у таких карты в строке типа стало не Creature — Legend, а, например, Legendary Creature — Human Wizard.

Начали выпускать дуэльные колоды. Первой стала пара колод «Эльфы против Гоблинов».

На сайте публикуют веб-комиксы, которые рассказывают про текущий сюжет.

2008

Начали выпускать коллекционное издание: коробку From the Vault, набор из 15 карт, собранных по какому-то принципу. Первый выпуск был про знаковых существ для фентези и Magic: the Gathering в частности, — Драконов.

В блоке «Алары» ввели новый тип редкости карт — мифическую. Она попадается в слоте редкой карты, но лишь 1 на 8 редких карт. Цвет значка — рыжий.

В сете «Осколки Алары» напечатана 10 000-я уникальная карта.

На регулярной основе стали выпускать цветные артефакты, то есть те, для розыгрыша которых требуется цветная мана. В выпуске «Взгляд в будущее» годом ранее нам показали такую потенциальную возможность.

sarcomite myr

В бустерах в слоте частой карты стала лежать базовая земля.

Придумали дизайнерский концепт «Новый мировой порядок» (New World Order) согласно которому теперь карты частой редкости должны быть проще и не изобиловать сложными механиками. Игра усложняется каждый год, порог входа растёт. А так как частых карт попадается больше, то новички именно с ними сталкиваются чаще.

errant ephemeron

Пример слишком сложной карты для частой редкости

Выпустили первую дуэльную колоду, в которой противостоят не просто какие-то группы или классы, как было с эальфами и гоблинами, а мироходцы. Первой такой парой стали Джейс и Чандра. После того, как дуэльки стали печатать чаще, начали чередовать: одна пара показывала противостояние мироходцев, другая каких-то групп.

2009

Магия пришла на консоли — Duels of the Planeswalkers выпустили на Иксбоксе 360. Через год игра появилась и для PlayStation 3 и ПК.

Начали выпускать специальный набор с фойловыми картамии: Premium Deck Series. Первопроходцами стали Щепки (Slivers). После будет ещё выпуск с темой кладбища и зомби, и про огненные заклинания. После серия завершится.

Началось «мельтиплеерное лето». Визарды решили печатать специальные продукты для мультиплеерной игры. Первым продуктом стал набор Planechase, в котором игроки помимо обычной используют специальные увеличенные карты «планов», которые вносят хаотичные эффекты в игру.

Magic 2010 — первый базовый выпуск, в котором напечатали новые карты (если не считать Limited Edition Alpha и Beta). Раньше базовые выпуски были лишь с репринтами.

В М10 случилось одно из крупнейших изменений правил со времён классической шестой редакции:

  • Поправили терминологию. Например, зона «в игре» стала называться «поле битвы», «убрать из игры» переназвали как «изгнать» и появилась соответствующая зона «изгнания».
  • Пропало понятие «манового ожога», теперь не использованная мана в пуле при переходе между шагами и фазами не наносит урон игроку, а просто исчезает.
  • Убрали урон из стека. Если раньше урон так же как и способности уходил в стек и можно было провернуть разные трики, например, пожертвовать существо, когда его урон уже в стеке, теперь структура шагов боя стала проще.

В выпуске «Зендикар» сделали «Бесценные сокровища», которые можно считать предвестниками «экспедиций» и «шедевров». В бустеры вкладывали оригинальные карты из старых выпусков. Мог попасться даже знаменитый Чёрный лотус!

В сюжет возвращается древний дракон Никол Болас, который станет главным антагонистом сюжета МТГ на последующие 10 лет.

Выпустили несколько книг про «неоволкеров», то есть мироходцев новой волны, после «Исцеления». Книга «Агенты разума» рассказала нам о Джейсе, Лилиане и Теззерете с Боласом, «Исцеляющий огонь» о Чандре и Гидеоне, а «Тест металла» о Теззерете.

2010

«Лето мультиплеера» продолжилось следующим набором — Архивраг.

С выпуска М11 появились «эмблемы» мироходцев, которые «ставятся» в результате активации ультимативной способности мироходца. До сих пор в «Магии» нет никаких эффектов и способностей, которые взаимодействуют с эмблемами. Кроме, пожалуй, перезапуска игры Карном.

karn liberated

Начали выпускать «Наборы строителя колод» — Deck Builder’s Toolkit. Коробки с бустерами, базовыми землями и определённым известными списком карт, на которых новички могут потренироваться в сборе колод.

В блоке «Шрамы Мирродина» появилась механика «Инфекция», которая стала развитием старой механики с жетонами яда. Теперь существо с Инфекцией не только наносило урон игроку в виде жетонов яда, но и существам в виде жетонов −1/−1.

2011

«Лето мультиплеера» продолжатся: теперь выпустили преконы, заранее собранные колоды, для игры в формат «Командир». Формат был придуман энтузиастами и назывался EDH, Elder Dragon Highlander. Но Визарды дали ему своё название, начали делать колоды и включили в полные правила МТГ.

Появился неротирующийся формат «Модерн». В нём легальны карты, напечатанные с 8 базового издания 2003 года, то есть всё после редизайна. Формат получил турнирную поддержку.

В выпуске «Новая Фирексия» показали новый игровой концепт — фирексийскую ману.

В сете «Иннистрад» показали ещё один важный, и ставший популярным, концепт — двухсторонние карты. Был выпущен даже мироходец в виде двухсторонне карты.

Начали выпуска Event decks — готовые колоды из 60 карт и сайдборда, с которыми можно сходить на FNM турнир в формате «Стандарт» в локальный клуб. Это должно помочь новичкам ворваться в турнирную магию.

Выходит книга The Quest for Karn, последняя печатная книга (по отзывам ужасная). После неё перешли на электронные книги в блоках «Возвращение в Равнику» и «Терос»

2012

Для формата Командир не выпустили прекон, но сделали набор «Арсенал», в котором напечатали полезных карт. Стал коллекционной ценностью.

«Лето мультиплеера» продолжилось вторым релизом для формата Planechase с новыми колодами и картами планов.

Начали выпускать набор Holiday Gift Box — подарочное издание из отличной коробки для своей коллекции карт, нескольких бустеров, земель и разделителей.

Теперь о сюжете стали рассказывать короткими рассказами на сайте — в специальной рубрике Uncharted Realms, которая потом получила название Magic Story.

2013

Преконы Командира стали выходить ежегодно.

Первый выпуск бустерного сета репринтов для Модерна и других старших форматов — Modern Masters.

Duels of the Planeswalkers 2013 портировали на планшеты. Теперь цифровая Магия стала доступнее.

К каждому из сетов блока Тероса выпустили challenge decks — автоматические колоды по формату Horde Magic. Обзоры в блоге на Face the Hydra, Battle the Horde, Defeat a God.

Теперь в дополнительную колоду, сайдборд, в форматах с собранной колодой можно класть не ровно 0 или 15 карт, а любое количество до 15 карт.

На ГранПри в Лас-Вегасе было 4491 участников. Рекорд!
Позднее в 2015 году на ГП соберутся 7551 человек, но технически их разнесут на 2 мероприятия, поэтому «нещитово» 😅

2014

Помимо турнирных колод для формата Стандарт выпустили и колоду для Модерна — Modern Event Deck. Можно было попытаться ворваться на Модерновый дейлик.

ивент-деки МТГ

Модерновая — справа вверху

Выпустили ещё один продукт — Clash packs. Две готовые колоды, из которых можно собрать одну, но помощнее и с сайдбордом, чтобы сходить с ней на турнир.

Прошёл пятимиллионный 😱 турнир. Магия разгоняется — миллион набрали лишь в 2006 году, за 13 лет существования, а ещё 4 млн успели добрать за 8 лет.

Вышел побочный выпуск Conspiracy — для раздрафта с последующей мультиплеерной битвой. В выпуске были напечатаны специальные карты заговоров, и карты, которые связаны с процессом драфта.

В очередном выпуске Командира напечатали мироходцев, которые могут быть командирами колод. Обычно это делают только легендарные существа.

teferi, temporal archmage

Дизайн карт снова обновился. На редких и мифических картах появилась «защита» — голограмма. Немного поправили рамку, чтобы проще было читать номер карты, имя художника. Теперь на картах используют фирменный шрифт «Белерен», по имени маскота МТГ — мироходца Джейса Белерена.

2015

«Магия» перешла на двухблоковую модель. Теперь за год выходят не блок из 3 сетов в одном мире и ещё 1 базовый сет летом, а два блока по 2 сета.

В связи с переходом к новой модели перестали выпускать и базовые летние выпуски. Последним стал выпуск «Истоки» (Origin), который рассказал историю становления пятёрки основных мироходцев, вокруг которых строится сюжет: Гидеона Джуры, Джейса Белерена, Лилианы Весс, Чандры Налаар и Ниссы Ривейн. Истоки стали первым базовым выпуском, в котором напечатали новые механики.

В блоке «Битва за Зендикар» четверо из этих мироходцев образовали «Стражей» — супергеройскую группу в сеттинге Magic: the Gathering. Сюжет стал строиться вокруг их приключений.

Представили «Экспедиции Зендикара» — цикл из 45 фойловых карт земель, которые оформлены особым образом и попадаются очень редко. 1 на 144 бустера. Это знатно повысило продажи выпуску, и в будущих сетах эксперимент повторили, но с другой тематикой.

Шедевры МТГ

Экспедиция Зендикара, шедевр Каладеша и воззвание к богам Амонхета

Для Xbox One, iOS, и ПК выпустили игру Magic Duels. Игра напоминала предыдущие версии Duel of Planeswalkers, которые выпускали каждый год до этого. Но, в отличие от «дуэлей», в игру добавляли новые карты без установки (и покупки) новой отдельной игры. Сама игра была бесплатной, в отличие от «дуэлей», но был донат. Как и предыдущих версиях электронной «Магии», отлично подходила для обучения новичков.

Выпустили игру Magic: The Gathering — Puzzle Quest. Это вариация игр «три в ряд», но в сеттинге МТГ.

В очередном сете Командира появился новый игровой концепт — жетоны опыта (experience counters), которые кладутся не на перманенты, как практически все прочие жетоны, а на игрока, как жетоны яда.

2016

Ввели новый символ — бесцветной маны. Раньше была путаница между «любой», generic маной, которая обозначалась цифрой в кружке и действительно маной без цвета, которая обозначалась так же, теперь эту проблему устранили. Так в стоимости обычно цифра в кружке была «любой» маной, которую можно оплатить любой цветной и бесцветной, а вот манаисточники, на которых было написано, что они дают такую же ману в кружочке, давали на самом деле бесцветную, а не «любую». Причём на совсем старых картах это явно и писали.

Такой символ назвали «бубна», на жаргоне, конечно же. А ввели этот символ не просто так. Теперь есть карты, у которых даже в стоимости требуется именно бесцветная мана.

kozilek, the great distortion

Вышел новый дополнительный (supplemental) сет — Conspiracy: Take the Crown. Это вторая часть первых «Заговоров», всё так же драфтовый сет для мультиплеерной игры.

Вышла настольная игра п сеттингу Magic: the Gathering — Arena of the Planeswalkers. В ней нет обычных карт МТГ, но есть фигурки знакомых персонажей, игровое поле и специальные карточки заклинаний. Я делал про неё обзор.

Новый бустерный мастер-сет, как про Модерн, только для вечных форматов: Винтажа, Легаси и Командира. Eternal Masters славы не снискал, выпуск не повторяли, в отличие от того же Модерн-мастерс.

Перестали выпускать Event deck и Clash packs 😞

Зато вместо интро-паков к выпускам стали выпускать колоды мироходцев. По сути то же самое и того же уровня силы, но ещё и с мироходцем, чтобы новички разобрались с его механиками.

Начали выпускать артбуки по мирам. Это красивый альбом с небольшим количеством информации по сюжету, описанием миров, рас и кучей больших иллюстраций. Первая ласточка — по выпуску «Битва за Зендикар».

Новые интересные механики:

  • Машины. Новый подтип артефактов.
  • Жетоны энергии. Как и жетоны яда и опыта, они кладутся не на перманенты, а на игрока. Механика ждала своего часа для выпуска ещё со времён первого Мирродина, 2003 года, куда её не «впихнули» 😨
  • Соединяющиеся карты, Meld. Эдакое развитие механики из шуточного сета Unglued с карты Big Fury Monster.

2017

Десятимиллионный турнир! Магию не остановить 🚀

Помимо дополнительных (supplemental), начали выпускать продукты-приложения к основным выпускам. Так в блоку «Амонхет» вышел готовый набор Архивраг: Никол Болас.

А к блоку «Иксалан» таким приложением стала настолка «Исследователи Иксалана». В ней помимо обычных колод с картами МТГ у игроков есть карта континента, который они исследуют (или нет, выигрывать можно и по обычным правилам).

Вышел драфтовый сет репринтов Iconic Masters. Эффект от него был смазанным. Игроки ожидали сет с репринтами иконичных карт за всю историю «Магии» (условно Lightning Bolt и прочие знаковые карты), а сет был про иконичные типы существ: Ангелов, Сфинксов, Демонов, Драконов и Гидр. Визарды признали, что дали сету неудачное название.

Вышел Modern Masters 2017, последний в этой серии 😒 Но ничего, скоро у него появится отличный приемник.

Вышел последний From the Vault: Transform. Серия в итоге включала в себя 10 выпусков: Драконов, забаненный карты, Артефакты, Легендарные существа, Земли, знаковые карты за 20 лет «Магии», массовую зачистку стола, Ангелов, сюжетные карты, и, последний, двухсторонние карты.

Прекратили выпускать Гифтбоксы, вместо них появились Gift Pack. Мы лишились отличной коробки для хранения карт 😞

Гифт пак МТГ

Мироходцы получили супертип «Легендарный», правило уникальности мироходцев убрали.

Появились новые «двойные» карты с механикой Последствия (aftermath).

reduce

В силу того, что в Амонхете выпустили цикл «шедевров» без обычной чёрной рамки, то правило легальности рамок изменили. Если раньше были легальны карты с чёрной или белой рамкой (и, соответственно, нелегальны с серебряной из шуточных выпусков), то теперь легальны все, кроме карт с серебряной рамкой (то есть можно с чёрной, белой и без рамки вовсе).

Magic: the Gathering начинает отмечать 25-летний юбилей, который будет в следующем году. Одной из «ласточек» стал третий шуточный выпуск — Unstable. Предыдущий вышел аж 13 лет назад. В этот раз выпуск сделали таким, чтобы его можно было играть в самом себе. То есть не добавлять бустер шуточного выпуска к обычным и драфтить его, а играть драфт или силед только внутри этого выпуска. Напечатали карты земель без рамок. И, наконец, игроки дождались выпуска «Штуковин» (contraptions).

Презентовали новую онлайновую версию игры: MTG Arena и пустили игроков в режиме закрытой Беты. Начался новый этап экспансии МТГ.

2018

Нашей любимой «Магии» 25 лет! 🎉

Выпустили драфтовый сет репринтов Мasters 25, куда вошли репринты карт за всю историю MTG. Начиная с карт, представленных впервые от Alpha и до Иксалана.

Выходит последняя дуэльная колода: Elves vs. Inventors 😢 Всего в этой серии была 21 пара дуэлек.

(Снова) стали выпускать ивент-деки, только с новым названием — Challenger Deck.

На смену From the Vault пришли коллекционные наборы Signature Spellbook, посвящённые мироходцам. Первым стал набор про Джейса Белерена. В таких выпусках меньше карт, чем в FtV, карты нефойловые, кроме одной случайной.

Появился формат «Схватка» — Brawl. Эдакий Командир на минималках.

Вернули базовые сеты 🤓 Но при этом отказались и от старой блоковой схемы с 3 сетами. Теперь каждый сет = блок. Сеты более не связаны друг с другом механиками. Если раньше драфт по малому сету блока играли обязательно с бустерами из большого сета, то теперь каждый сет играется сам по себе. А если того требует сюжет, мы можем находиться в одном мире 1, 2, или 3 (да сколько угодно) сетов-блоков подряд.

Вышел новый побочный сет, Battlebond. Это драфтовый выпуск, заточенный на игру в Двухголовый гигант. Теперь такие драфтовые сеты, которые выходят не для формата Стандарт, называют innovation сетами.

Мы снова вернулись в Доминарию! Первый мир, с которого начался сюжет «Магии».

К Доминарии выпустили продукт-приложение — настолку Heroes of Dominaria.

А дальше новейшая история, и следующие 25 лет развития нашей любимой игры 😉

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.