В прошлом году «Магии» исполнилось 25 лет. Пройдусь по годам и расскажу про важные события, которые повлияли на игру: изменения правил, типы карт, технология печати, знаковые механики, электронные издания МТГ, запуск новой продукции. Всё написанное ниже — факты, которые впечатляют меня. (Осторожно, ВКУСОВЩИНА!).
Первая часть, с 1993 по 2002 ↓
1993
13—16 июля — «Магию» впервые публично показали. Это случилось на выставке Origins Game Fair в Техасе.
5 августа состоялся официальный релиз Magic: the Gathering и игра поступила в продажу.
На конвенте GenCon, который проходил 19—22 августа, презентовали «Магию», и всё, что туда привезли с собой разошлось в первый же день.
В первом тираже (в будущем его назовут «Альфа») напечатали 2,6 млн карт, рассчитывая, что этого хватит на полгода, но тираж разошёлся за три недели.
Уже в октябре допечатали второй тираж — Бета, — в 7,3 млн карт. Никто бы и не заметил разницы между тиражами, ведь и сейчас у сетов так же есть несколько тиражей (принт-ранов), но случайно скругление углов карт сделали другим. В итоге все будущие карты стали печатать именно с таким скруглением.
Бета разлетелась за неделю, и уже в декабре напечатали обновлённый сет на 35 млн карт, чтобы уж точно хватило — Unlimited. Правда его хватило лишь до марта 1994. Этот выпуск был репринтом прошлого, Limited Edition, а конкретно тиража Beta. Для таких выпусков репринтов решили печатать белый бордер у карты. Например, все базовые выпуски, Core set, до 9 издания, печатали с белой рамкой.
Вышел первый expansion сет — Arabian Nights. Первый, потому что Limited Edition (Alpha и Beta) считаются базовым выпуском. А «Арабские ночи» были уже в отдельном мире и со своими механиками. Все карты этого выпуска новые, репринтов не было.
1994
В выпуске Legends появились многоцветные и легендарные карты. Он же хронологически стал первым сетом по порядку изданий, который вышел на иностранном языке — итальянском. Но на деле первым итальянским сетом был The Dark, который и на английском и итальянском вышел через месяц после английских «Легенд», а Legends на итальянском допечатали позже итальянской «Тьмы».
В Legends была представлена механика жетонов яда — альтернативной победы. Чтобы проиграть, игроку достаточно было получить 10 жетонов яда, а не потерять изначальные 20 жизней до 0 или остаться с пустой библиотекой.
Была создана организация DCI, которая занимается проведением организованных турниров, сертификацией судей. Так все игроки для участия в пререлизах и тем более любых других серьёзных турниров в клубах получают номер DCI, к которому привязана статистика игрока.
Ввели ограниченные (restricted) карты. Самые сильные карты разрешили использовать в количестве 1 штуки на колоду. Например, первыми под ограничение попали Black Lotus, Ancestral Recall и другие карты из Power nine — 9 самых «мощных» и не сбалансированных карт, плюс несколько других «поломных» карт. Сейчас такое ограничение в одну карту на колоду распространяется только на формат Vintage, в остальных форматах карты просто банят и там ими совсем нельзя играть.
Ввели ограничение в минимум 60 карт для форматов с собранной колодой (constructed) и 40 для ограниченных форматов (limited). В первоначальных правилах игры для сбора колоды нужно было минимум 40 карт. Ограничения на число копий каждой карты не было вовсе.
Выпустили первую печатную книгу по сюжету МТГ — «Арена» Вильяма Фортсчера. В такие печатные книги стали вкладывать карты, которые не попадались в бустерах.
В этот год вышло больше всего регулярных выпусков — 6: Arabian Nights (хотя дата релиза у него и декабрь 1993, но во многих регионах он поступил в продажу лишь в январе 1994), Antiquities, Legends, Revised, The Dark, и Fallen Empires. Сейчас каждый год выпускают по 4 регулярных сета. При этом бывает куча попутных, suplemental, выпусков, но карты из них не легальны для формата «Стандарт», так что 1994 год рекордсмен.
1995
В Торонто прошёл первый пререлиз — на выпуске Ice Age. В дату релиза карты попадают в свободную продажу. В день пререлиза (неделей раньше релиза) проводятся мероприятия, где игроки впервые могут поиграть новыми картами, но купить бустеры в любом количестве смогут лишь с даты релиза.
С Ice Age поменяли дизайн символа белой маны.
Новый символ белой маны используется до сих пор. Сравните с тем, что на фото базовых земель Unlimited
МТГ стали печатать кроме французского, немецкого и итальянского языков ещё и на японском, традиционном китайском, корейском, испанском и португальском.
Придумали формат «Стандарт», он же «Тип 2» (Type 2), а тот формат, что был ранее (играем всем, что выпущено), назвали «Тип 1». Позже ему дали название «Винтаж».
В компании на фултайме начал работать Марк Розвотер, который в будущем станет главным дизайнером игры, и по сей день работает в компании.
Напечатали первый миллиард карт.
1996
Прошёл первый Протур. Это не первый профессиональный турнир, но первый, где приз был в виде денег, а не бустеров.
Ввели Reserved List для сохранения ценности и коллекционной редкости карт — список карт, которые никогда не будут перечатаны в будущем. Список стал неким публичным обещанием после выхода базового Четвёртого издания и сета Chronicles, которые были по сути сетами репринтами и из-за своих объёмов печати уронили цены на оригинальные карты первых выпусков Magic: the Gathering. Это ограничение распространяется на печать легальных для турниров карт. Например, увеличенные в размере дуалки печатать можно.
На выпуске Alliances завершился «Золотой век» дизайна МТГ и с сета Mirage начался «Серебряный век». Разработка ушла от дизайна отдельных карт и сетов к планированию на годы вперёд, блоками. Мираж — первый сет с идеей игры им в лимитед, а если точнее в силед, при разработке.
Ричард Гарфилд, создатель игры, ушёл из разработки МТГ. В будущем он иногда будет подключаться для дизайна некоторых сетов.
1997
Прошло первое Гранпри в Амстердаме.
Ввели парижский мулиган.
Компания Microprose выпустила первую электронную версию игры.
Первый выпуск карт для формата Vanguard — в некотором роде прародителя карт мироходцев. В виде увеличенных карт печатали знаковых персонажей игры. Карты меняли размер стартовой руки, число начальных жизней и ещё давали какой-то эффект, как чары.
Появился формат Легаси, он же «Тип 1,5». Первые годы его банлист соответствовал листу ограниченных (restricted) карт Винтажа в добавок к банлисту того.
С выпуском Tempest ввели пререлизные промокарты за участие. Карточки ещё не фойловые.
С этим же выпуском появились theme decks — что-то похожее на нынешние колоды мироходцев для каждого выпуска.
За год в регулярных выпусках напечатали рекордные 1133 карты. Это случилось благодаря выпускам Visions, Weatherlight, Tempest и самому большому базовому сету ever — Fifth Edition.
1998
С выпуском Exodus на картах стали печатать цветные символы редкости: чёрный для common, серебряный для uncommon, золотой для rare.
Выпустили первый шуточный (un-set) сет Unglued с серебряной рамкой. Такие карты нелегальны в обычной игре. Шуточные сеты стали неким плацдармом, где пробовали тестировать смелые идеи, часть из которых позже перекочевала в обычные сеты. Например, полноформатные земли как эксперимент, который потом повторили в следующих ан-сетах и Зендикаре, и позже ещё не раз, так как такие земельки полюбились игрокам. Тут же впервые напечатали карты токенов, которые теперь печатают в каждом выпуске.
Ввели судейские промки.
Напечатана первая фойловая карта — пререлизный Lightning Dragon для выпуска Urza’s Saga.
В блоке Urza’s Saga выпустили столько «поломных» карт, что зиму 98−99 назвали Combo Winter и из игры ушло много игроков, т. к. партии выигрывали на 1−2 ход. А турниры часто выиграл «кубик» — кто ходит первым в партии, тот вероятно и побеждал. Впервые в истории игры карты банили сразу после их релиза.
1999
С выходом 6 classic edition произошло самое глобальное изменение правил игры. Навели порядок в формулировках, шагах и фазах, убрали тип карты interrupt (все стали instant), world enchant, mana source, игрок стал проигрывать игру сразу, как у него становится 0 или меньше жизней, а не в конце фазы, ввели понятие «стека».
cantrip.ru/ru/mtg-judge/priority.shtml
mtg.gamepedia.com/Sixth_Edition/Rules_changes
www.wizards.com/magic/advanced/6e/6e_letter.asp
Wizards of the Coasts, издателя МТГ, купила Hasbro — одна из крупнейших компаний производителей игрушек. Hasbro принадлежат такие бренды как солдаты G.I. Joe, пистолеты NERF, игрушки Play-Doh, Дженга, Монополия, Cluedo, Scrabble, Трансформеры.
2000
Запустили сайт Magicthegathering.com, подраздел сайта Визардс.ком про МТГ. Здесь выходят разные колонки о разработке игры, отчёты о турнирах.
Ввели сплит-карты. Позднее их снова используют в Равнике.
На выпуске Prophecy завершился «Серебряный век» дизайна Magic: the Gathering. С Invasion, соответственно, начался «Бронзовый век».
Запустили одни из самых популярных турниров — Friday Night Magic. «пятничную Магию». Когда практически в любой клуб можно прийти вечером пятницы, поиграть турнир, и получить за это специальные промо-карты.
2001
В сете Одиссея ввели иконку надгробного камня в дизайн карт, которые работают с механикой кладбища. Например, Flashback. С ней было бы удобно видеть в кладбище те карты, которые можно было использовать оттуда. Но из-за скорой смены дизайна карт эту иконку не стали использовать.
2002
Появилась полноценная электронная версия — МТГ Онлайн, МТГО. В связи с этим в правила ввели понятие «слоёв», что позволило реализовать игру в электронном виде.
Крупное обновление Резервд листа — убрали частные и нечастые карты из Альфы.
Начало двухтысячных получилось на мой взгляд довольно скучным в плане развития игры. Как по значимым событиям, механикам и даже сюжету. С выпуском Apocalypse в 2001 году завершилась большая сюжетная арка приключения команды корабля Weatherlight, «Светоч» и войны миироходца Урзы с Фирексией и её тёмным правителем Явгмотом. После ещё были 2 года непонятных историй. Но с 2003 подход к проектированию блоков изменился, и игра, кажется, получила второе дыхание.