Вехи развития Magic: the Gathering. 1993—2002

Расскажи интересных фактов из истории МТГ?

В прошлом году «Магии» исполнилось 25 лет. Пройдусь по годам и расскажу про важные события, которые повлияли на игру: изменения правил, типы карт, технология печати, знаковые механики, электронные издания МТГ, запуск новой продукции. Всё написанное ниже — факты, которые впечатляют меня. (Осторожно, ВКУСОВЩИНА!).

Пока первая часть.

1993

13—16 июля — «Магию» впервые публично показали. Это случилось на выставке Origins Game Fair в Техасе.

5 августа состоялся официальный релиз Magic: the Gathering и игра поступила в продажу.

На конвенте GenCon, который проходил 19—22 августа, презентовали «Магию», и всё, что туда привезли с собой разошлось в первый же день.

В первом тираже (в будущем его назовут «Альфа») напечатали 2,6 млн карт, рассчитывая, что этого хватит на полгода, но тираж разошёлся за три недели.

Уже в октябре допечатали второй тираж — Бета, — в 7,3 млн карт. Никто бы и не заметил разницы между тиражами, ведь и сейчас у сетов так же есть несколько тиражей (принт-ранов), но случайно скругление углов карт сделали другим. В итоге все будущие карты стали печатать именно с таким скруглением.

Разные скругления карт МТГ
Слева тираж Альфа, посередине тираж Бета с новым радиусом, который и остался навсегда. Справа — выпуск Unlimited, по сути выпуск карт из Беты, только с белой рамкой

Бета разлетелась за неделю, и уже в декабре напечатали обновлённый сет на 35 млн карт, чтобы уж точно хватило — Unlimited. Правда его хватило лишь до марта 1994. Этот выпуск был репринтом прошлого, Limited Edition, а конкретно тиража Beta. Для таких выпусков репринтов решили печатать белый бордер у карты. Например, все базовые выпуски, Core set, до 9 издания, печатали с белой рамкой.

Unlimited basic lands
Базики из сета Unlimited

Вышел первый expansion сет — Arabian Nights. Первый, потому что Limited Edition (Alpha и Beta) считаются базовым выпуском. А «Арабские ночи» были уже в отдельном мире и со своими механиками. Все карты этого выпуска новые, репринтов не было.

1994

В выпуске Legends появились многоцветные и легендарные карты. Он же хронологически стал первым сетом по порядку изданий, который вышел на иностранном языке — итальянском. Но на деле первым итальянским сетом был The Dark, который и на английском и итальянском вышел через месяц после английских «Легенд», а Legends на итальянском допечатали позже итальянской «Тьмы».

В Legends была представлена механика жетонов яда — альтернативной победы. Чтобы проиграть, игроку достаточно было получить 10 жетонов яда, а не потерять изначальные 20 жизней до 0 или остаться с пустой библиотекой.

Была создана организация DCI, которая занимается проведением организованных турниров, сертификацией судей. Так все игроки для участия в пререлизах и тем более любых других серьёзных турниров в клубах получают номер DCI, к которому привязана статистика игрока.

Ввели ограниченные (restricted) карты. Самые сильные карты разрешили использовать в количестве 1 штуки на колоду. Например, первыми под ограничение попали Black Lotus, Ancestral Recall и другие карты из Power nine — 9 самых «мощных» и не сбалансированных карт, плюс несколько других «поломных» карт. Сейчас такое ограничение в одну карту на колоду распространяется только на формат Vintage, в остальных форматах карты просто банят и там ими совсем нельзя играть.

Ввели ограничение в минимум 60 карт для форматов с собранной колодой (constructed) и 40 для ограниченных форматов (limited). В первоначальных правилах игры для сбора колоды нужно было минимум 40 карт. Ограничения на число копий каждой карты не было вовсе.

Выпустили первую печатную книгу по сюжету МТГ — «Арена» Вильяма Фортсчера. В такие печатные книги стали вкладывать карты, которые не попадались в бустерах.

Arena MTG book promo
Карту слева вкладывали в книгу. Справа — репринт через 12 лет, попадалась в бустерах

В этот год вышло больше всего регулярных выпусков — 6: Arabian Nights (хотя дата релиза у него и декабрь 1993, но во многих регионах он поступил в продажу лишь в январе 1994), Antiquities, Legends, Revised, The Dark, и Fallen Empires. Сейчас каждый год выпускают по 4 регулярных сета. При этом бывает куча попутных, suplemental, выпусков, но карты из них не легальны для формата «Стандарт», так что 1994 год рекордсмен.

1995

В Торонто прошёл первый пререлиз — на выпуске Ice Age. В дату релиза карты попадают в свободную продажу. В день пререлиза (неделей раньше релиза) проводятся мероприятия, где игроки впервые могут поиграть новыми картами, но купить бустеры в любом количестве смогут лишь с даты релиза.

С Ice Age поменяли дизайн символа белой маны.

Meandering River MTG
Новый символ белой маны используется до сих пор. Сравните с тем, что на фото базовых земель Unlimited

МТГ стали печатать кроме французского, немецкого и итальянского языков ещё и на японском, традиционном китайском, корейском, испанском и португальском.

Придумали формат «Стандарт», он же «Тип 2» (Type 2), а тот формат, что был ранее (играем всем, что выпущено), назвали «Тип 1». Позже ему дали название «Винтаж».

В компании на фултайме начал работать Марк Розвотер, который в будущем станет главным дизайнером игры, и по сей день работает в компании.

Напечатали первый миллиард карт.

1996

Прошёл первый Протур. Это не первый профессиональный турнир, но первый, где приз был в виде денег, а не бустеров.

Ввели Reserved List для сохранения ценности и коллекционной редкости карт — список карт, которые никогда не будут перечатаны в будущем. Список стал неким публичным обещанием после выхода базового Четвёртого издания и сета Chronicles, которые были по сути сетами репринтами и из-за своих объёмов печати уронили цены на оригинальные карты первых выпусков Magic: the Gathering. Это ограничение распространяется на печать легальных для турниров карт. Например, увеличенные в размере дуалки печатать можно.

На выпуске Alliances завершился «Золотой век» дизайна МТГ и с сета Mirage начался «Серебряный век». Разработка ушла от дизайна отдельных карт и сетов к планированию на годы вперёд, блоками. Мираж — первый сет с идеей игры им в лимитед, а если точнее в силед, при разработке.

Ричард Гарфилд, создатель игры, ушёл из разработки МТГ. В будущем он иногда будет подключаться для дизайна некоторых сетов.

1997

Прошло первое Гранпри в Амстердаме.

Ввели парижский мулиган.

Компания Microprose выпустила первую электронную версию игры.

Первый выпуск карт для формата Vanguard — в некотором роде прародителя карт мироходцев. В виде увеличенных карт печатали знаковых персонажей игры. Карты меняли размер стартовой руки, число начальных жизней и ещё давали какой-то эффект, как чары.

Gerrard Vanguard Card MTG
Кaрта Геррарда Капашена формата Авангард. Для сравнения справа карта обычного размера

Появился формат Легаси, он же «Тип 1,5». Первые годы его банлист соответствовал листу ограниченных (restricted) карт Винтажа в добавок к банлисту того.

С выпуском Tempest ввели пререлизные промокарты за участие. Карточки ещё не фойловые.
Первая пререлизная промка

С этим же выпуском появились theme decks — что-то похожее на нынешние колоды мироходцев для каждого выпуска.

За год в регулярных выпусках напечатали рекордные 1133 карты. Это случилось благодаря выпускам Visions, Weatherlight, Tempest и самому большому базовому сету ever — Fifth Edition.

1998

С выпуском Exodus на картах стали печатать цветные символы редкости: чёрный для common, серебряный для uncommon, золотой для rare.

Выпустили первый шуточный (un-set) сет Unglued с серебряной рамкой. Такие карты нелегальны в обычной игре. Шуточные сеты стали неким плацдармом, где пробовали тестировать смелые идеи, часть из которых позже перекочевала в обычные сеты. Например, полноформатные земли как эксперимент, который потом повторили в следующих ан-сетах и Зендикаре, и позже ещё не раз, так как такие земельки полюбились игрокам. Тут же впервые напечатали карты токенов, которые теперь печатают в каждом выпуске.

Un-sets MTG lands
Верхний ряд — земли из Unglued. Средний — Unhinged. Нижний — Unstable

Первый токен Magic the Gathering
Первый токен Magic: the Gathering

Ввели судейские промки.

Напечатана первая фойловая карта — пререлизный Lightning Dragon для выпуска Urza’s Saga.
Первая фойловая промка МТГ

В блоке Urza’s Saga выпустили столько «поломных» карт, что зиму 98−99 назвали Combo Winter и из игры ушло много игроков, т. к. партии выигрывали на 1−2 ход. А турниры часто выиграл «кубик» — кто ходит первым в партии, тот вероятно и побеждал. Впервые в истории игры карты банили сразу после их релиза.

1999

С выходом 6 classic edition произошло самое глобальное изменение правил игры. Навели порядок в формулировках, шагах и фазах, убрали тип карты interrupt (все стали instant), world enchant, mana source, игрок стал проигрывать игру сразу, как у него становится 0 или меньше жизней, а не в конце фазы, ввели понятие «стека».

Wizards of the Coasts, издателя МТГ, купила Hasbro — одна из крупнейших компаний производителей игрушек. Hasbro принадлежат такие бренды как солдаты G.I. Joe, пистолеты NERF, игрушки Play-Doh, Дженга, Монополия, Cluedo, Scrabble, Трансформеры.

2000

Запустили сайт Magicthegathering.com, подраздел сайта Визардс.ком про МТГ. Здесь выходят разные колонки о разработке игры, отчёты о турнирах.

Ввели сплит-карты. Позднее их снова используют в Равнике.

На выпуске Prophecy завершился «Серебряный век» дизайна Magic: the Gathering. С Invasion, соответственно, начался «Бронзовый век».

Запустили одни из самых популярных турниров — Friday Night Magic. «пятничную Магию». Когда практически в любой клуб можно прийти вечером пятницы, поиграть турнир, и получить за это специальные промо-карты.

2001

В сете Одиссея ввели иконку надгробного камня в дизайн карт, которые работают с механикой кладбища. Например, Flashback. С ней было бы удобно видеть в кладбище те карты, которые можно было использовать оттуда. Но из-за скорой смены дизайна карт эту иконку не стали использовать.

2002

Появилась полноценная электронная версия — МТГ Онлайн, МТГО. В связи с этим в правила ввели понятие «слоёв», что позволило реализовать игру в электронном виде.

Крупное обновление Резервд листа — убрали частные и нечастые карты из Альфы.

Начало двухтысячных получилось на мой взгляд довольно скучным в плане развития игры. Как по значимым событиям, механикам и даже сюжету. С выпуском Apocalypse в 2001 году завершилась большая сюжетная арка приключения команды корабля Weatherlight, «Светоч» и войны миироходца Урзы с Фирексией и её тёмным правителем Явгмотом. После ещё были 2 года непонятных историй. Но с 2003 подход к проектированию блоков изменился, и игра, кажется, получила второе дыхание.

Об этом позже.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.