Правила МТГ формата Штуковины — Contraptions на русском

Как играть Contraptions — казуальный формат Magic: the Gathering, в котором игроки используют дополнительную колоду артефактов «штуковин» из выпуска Unstable

MTG Contraptions

Формат Сontraptions — надстройка для других форматов. Например, собравшись в обычную мультиплеерную партию Commander, игроки добавляют специальную «колоду штуковин», которая немного меняет привычные правила игры.

Перейти скорее к описанию вариантов игры «штуковинами» в обычных форматах с чёрной рамкой ↓

Что такое contraptions

Сontraptions, или «штуковины», — артефакты из выпуска Unstable. Они появились в игре случайно: в 2007 году в выпуске «Взгляд в будущее» выпустили карту Steamflogger Boss, которая ссылалась на какие-то contraptions.

Оригинальная версия карты из сета Future Sight и её репринт через 10 лет из Unstable

Сам сет был полон идей потенциальных механик из будущего. Такие карты были напечатаны с особой рамкой. Какие-то вышли уже совсем скоро после этого сета, как мироходцы и существа с типом Kithkin.

До следующего после «Взгляда в будущее» выпуска «Лорвин» за все годы было выпущено лишь одно существо с типом Kithkin. Выпуск «заспойлерил» нам тему таких существ

Другие годы спустя, как Чары Существо, что стало темой в Теросе в 2013 или как тот же Delve в Ханах Таркира в 2014 году:

Некоторые уже вряд ли будут выпущены, как подтип артфектов «Укрепление» и (неоживающие) Земли Существа, признаются разрабочики:

А механику contraptions совсем не планировали когда-либо делать, это была лишь шутка. Но всё пошло не по плану. Игрокам было любопытно что это за «штуковины» и что они вообще могут делать. Годами люди придумывали свои «штуковины» снова и снова, и атаковали главного дизайнера игры, Марка Розвотера, вопросами «когда же мы увидим эти штуковины?»

Марк пообещал, что до выхода на пенсию он решит этот вопрос. И, наконец, в 2017 мы увидели что такое «штуковины» на самом деле. Правда в шуточном выпуске, где все карты выпущены с серебряной рамкой и нелегальны для обычной игры. А у штуковин и вовсе даже рубашка нелегальна для использования в обычной игре.

Чтобы использовать карты contraptions в партиях с серебрянобордерными картами и механиками шуточных выпусков, нужно собрать отдельную колоду «штуковин» и положить в основную колоду такие карты, которые взаимодействуют с ними. При этом того самого Steamflogger Boss из «Взгляда в будущее» перевыпустили в Unstable с чёрной рамкой, хотя весь сет был с серебряной — чтобы сохранить легальность уже выпущенной карты, ей нельзя менять рамку. А так как с этой карты и началась заварушка, не выпустить её в сете с contraptions было бы жестоко по отношению к комьюнити.

Кстати, все 9 штуковин каждой фракции рисовал отдельный художник, и они складываются в единую иллюстрацию

Но уж больно интересными показались игроками эти штуковины, что они придумывают свои способы их использования с обычными, чёрнобордерными картами и форматами. Например, в дружеской посиделке в Commander. Ведь если в партии EDH с друзьями можно использовать увеличенные карты планов из Planechase, а почему бы и тут не придумать правила, как использовать нестандартные карты?

Как вообще играют со штуковинами в Unstable

В командной зоне лежит отдельная колода со штуковинами.

Contraptions, штуковины — это тип артефакта. Поэтому всё, что может взаимодействовать с ними, взаимодействует и со штуковинами: уничтожить, пожертвовать, поцелить.

Сами штуковины после «сборки» лежат на поле битвы, и с ними можно взаимодействовать как с любыми другими перманентами.

Отличие от обычного перманента: если штуковина должна попасть на кладбище, то она попадает вместо этого попадает в «помойку» (scrapyard), специальную зону в играх, где используют Contraptions. Там лежат «сломанные» штуковины.

У каждой штуковины есть срабатывающая способность, которая срабатывает когда игрок «заводит» её — crank it.

Карты штуковин попадают на поле битвы когда их «собирают» — assemble. Это означает, что игрок кладёт верхнюю карту штуковины на одну из трёх шестерёнок (sprocket), виртуальных «слотов» в вертикальные колонки лицом вверх. Эти шестерёнки механизма изображены на рубашке каждой штуковины как памятка.

Contraption back
Так как рубашка штуковин это подсказка, то удобно положить колоду горизонтально, и открывать штуковины лицом вверх раскладывая их под соответствующей шестерёнкой в вертикальную колонку.

Колода штуковин

В форматах с собранной колодой у каждого игрока есть своя колода штуковин как минимум из 15 карт, которые не повторяются в колоде.

В начале партии игроки перемешивают колоду со штуковинами и кладут её в командную зону лицом вниз.

Библиотеку штуковин нельзя ничем поцелить.

Сборка и взвод штуковин

Некоторые способности предписывают игроку собрать (assemble) штуковину. Чтобы сделать это игрок открывает верхнюю карту колоды штуковин и кладёт её лицом вверх в один из «спрокетов» на свой выбор. Если игрок должен собрать штуковину, но библиотека штуковин пуста, то ничего не происходит, и игрок не проигрывает партию.

Если штуковина должна каким-то образом попасть на поле и не быть при этом собранной, то она попадает вместо этого в помойку или кладбище (например, в случае, если обычное существо стало копией штуковины).

copy artifact
Например, карта Copy Artifact может выйти копией штуковины. И если такую штуковину уничтожить, то карта попадёт в обычное кладбище. А оригинальная штуковина, которую скопировали, при уничтожении попадёт на помойку

Если штуковина должна попасть в какую-либо зону (библиотеку, руку), кроме изгнания, она попадает в помойку вместо этого. Помойка ≠ кладбище, и с ним нельзя никак взаимодействовать эффектами и способностями. Изгнать штуковину можно. Если её каким-то образом получиться вернуть из изгнания на поле битвы, то она попадёт на помойку вместо этого, т. к. не была собрана.

В начале шага поддержки если под контролем игрока есть хотя бы одна собранная штуковина, то он «заводит машину»: перемещает жетон «взвода» (CRANK! counter — можно использовать что угодно, например, монетку или стеклянный камушек) на одну шестерёнку вперёд, с 1 на 2, с 2 на 3, с 3 на 1, и так бесконечно пока длится партия. Затем игрок заводит любое количество штуковин на этой шестерёнке. После чего срабатывают их способности. Игрок кладёт их в стек в любом порядке.

MTG sprockets

Игрок может не заводить штуковину из спрокета, если не хочет. Можно выкладывать штуковины только в один из слотов, во все равномерно или каким-то определённым образом, который соответствует замыслу и выгоден в этой партии. Когда жетон взвода перемещается на пустую шестерёнку, ничего не происходит.

В начале партии жетон взвода лежит на шестерёнке № 3. То есть в первый раз, когда игрок в апкип переместит жетон, он сделает это с 3-го на 1-й спрокет.

Если под контролем игрока не осталось собранных штуковин (например, ему их уничтожили), то машина «останавливается», и жетон не перемещается между шестерёнками.

Так как контрапшены в обычной игре, например, в Командире, нельзя разыграть по обычным правилам (нет существ и способностей, что будут собирать, — assemble, штуковины), можно использовать их двумя способами:

  1. Используя фактор случайности — разыгрывать их с помощью броска кубиков. Вообще кубики это неотъемлемая часть игры с шуточными сетами.
  2. Или разыгрывать их как планы в формате Planechase, оплачивая «сборку» маной. Хотя и здесь нужен кубик, он не вносит хаос, как первые варианты.

Вариант с кубиками и разделением штуковин по фракциям

Для игры нужны 45 уникальных карт штуковин. Их разбивают на 5 колод по фракциям:

  1. Order of the Widget — знак замка.
  2. Agents of S.N.E.A.K. — ключ-зонт
  3. League of Dastardly Doom — взрыв в лампочке
  4. Goblin Explosioneers — бомба и динамитные шашки
  5. Crossbreed Labs — колба с двумя горлышками

MTG un-factions
Знак фракции указан в правом нижнем углу карты штуковины

В каждой колоде лежат по 9 карт.

Карты в каждой колоде перемешивают случайным образом.

Колоды кладут в командную зону лицом вверх. Они становятся библиотеками.

Библиотеки штуковин общие для всех игроков.

В шаг поддержки игрок бросает кубик и в зависимости от выпавшего значения «собирает» штуковину из соответствующей библиотеки. При этом если выпало 6, игрок может выбрать стопку на свой вкус.

Если игрок не может или не хочет «собирать» штуковину, он или она кладут карту под низ библиотеки. (Другой вариант — кладут в помойку).

У каждого игрока свои спрокеты, как и в обычной игре со штуковинами, несмотря на общие библиотеки штуковин.

Игрок считается владельцем собранных им штуковин.

По договорённости, игроки могут бросать 2 или 3 кубика, и выбирать значение одного из них. В этом случае они должны собрать штуковину из библиотеки.

Жетон взвода перемещается в шаг поддержки после того, как игрок собрал штуковину по вышеописанным правилам. То есть игрок может успеть «завести» (crank it!) только что собранную штуковину, даже в первый свой ход до того как успел сыграть что-то с руки.

Остальные правила взаимодействия со штуковинами остаются по обычным правилам, описанным выше в разделе «Сборка и взвод штуковин».

Вариант с кубиками, общей колодой и полным рандомом

Так же нужны все 45 уникальных карт штуковин, из которых составляется колода. Колоду кладут в командную зону лицом вниз, и она становится общей библиотекой штуковин игроков.

В начале шага поддержки игрок бросает кубик и в зависимости от результата совершает действие:

  1. Заводит любое количество штуковин на первой шестерёнке.
  2. Заводит любое количество штуковин на второй шестерёнке.
  3. Заводит любое количество штуковин на третьей шестерёнке.
  4. Собирает 1 штуковину.
  5. Собирает 2 штуковины. Их можно собрать на разных шестерёнках.
  6. Собирает 3 штуковины. Их можно собрать на разных шестерёнках.

То есть и сборка и завод штуковин происходят с помощью кубика. Обычное правило перемещения жетона взвода не применяется.

В этом варианте и колода штуковин и спрокеты общие для всех игроков стола.

Если какой-то эффект ссылается на штуковины (или просто артефакты) под контролем игрока (например, при взводе штуковины), то считаются штуковины в текущем спрокете, который был определён броском и где заводятся штуковины. Если в этом ходу игрок не заводит спрокет, то считается, что этих перманентов под его контролем нет.

На практике
Из-за огромного фактора рандома получается так, что игроки могут долго собирать штуковины, но никак не завести их, либо завести тот спрокет, где ничего нет. Это расстраивает.

Ещё один минус — так как игроки не управляют процессом, а спрокеты в этом варианте общие, то штуковины собирают равномерно во все спрокеты, чтобы какой-то спрокет потом не оказался адской машиной, которую заведёт оппонент. По моим ощущениям это уменьшает фан от игры, но можно попытаться собирать штуковины в свои спрокеты, чтобы исправить этот недостаток. Я ещё не успел так проверить.

Вариант как с картами планов

Игроки используют одну общую колоду из 45 карт «штуковин» на всех, которая лежит в командной зоне лицом вниз.

Игроки используют общие спрокеты.

Жетон взвода перемещается по механизму, если в любом спрокете есть хотя бы одна штуковина. Не важно какой игрок её до этого собрал.

Как обычно в апкип можно заводить нужные игроку штуковины текущего спрокета, к которому пришёл ход (переместился жетон «взвода»).

Игроки контролируют те контрапшены, которые находятся в текущем спрокете. (Например, Rapid Prototyper считает их).

rapid prototyper

Если для какого-то эффекта требуется владелец штуковин, то им считается тот, кто «собрал» их.

В любую из главных фаз игрок может оплатить «бросок кубика», чтобы «собрать штуковину».

Первый бросок в ходу стоит {2}, каждый следующий на {1} дороже. Можно бросать кубики пока хватает маны.

Нужно больше протестировать эту стоимость на практике. Делать бесплатным первый бросок в ходу слишком опасно, т. к. в Плейнчейзе лишь 1 шанс из 6, что игрок может открыть новый план.

Здесь же бросок обязательно даст игроку бесплатный перманент (да ещё и с выбором от 1 до 6!). Который, тем более, ещё и останется навсегда, в отличие от плана в Planechase. То есть эффекты будут копиться, и позволять делать это бесплатно негативно сказываться на партии. Но и делать оплату дорогой плохо — игроки не будут оплачивать бросок кубика, потому что лишняя мана бывает не часто.

Пока я решил остановиться на такой стоимости броска.

Сбор штуковины (assemble contraption) с помощью кубика происходит следующим образом. После броска кубика игрок смотрит в закрытую столько карт с верха библиотеки штуковин, какое значение выпало ему на кубике. Затем он может взять одну карту штуковины и «собрать» её в любой спрокет. Игрок кладёт любое количество остальных просмотренных таким образом карт в произвольном порядке наверх библиотеки, остальные под низ.

hard hat area

Если какая-то карта предписывает собрать штуковину, например, Hard Hat Area, то игрок делает это по обычным правилам сбора штуковин, без использования кубика: открывает верхнюю карту библиотеки штуковин и кладёт её в спрокет на свой выбор.

Так как правила неофициальные и мало оттестированы игроками, можно взять какой-то вариант за основу и попытаться модицифировать его в своей плей-группе. Делитесь опытом на почту lets@playmtg.ru или в телеграм-чате «Играй в МТГ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.