Правила МТГ формата Батлбокс — Battle Box на русском

Как играть Battle Box — казуальный формат Magic: the Gathering, в котором убрали проблему маны, потому что у каждого игрока есть отдельная колода земель

Battle Box MTG

Батлбокс — это нечто похожее на куб. То есть какой-то человек собирает готовый набор карт, из которого потом игроки разыгрывают карты. Этот набор постоянный от игры к игре, но карты в нём лежат по одной копии, поэтому в силу рандома партии непохожи друг на друга.

Форматы с раздельными стопками заклинаний и земель существовали с середины 90-х годов, но первого создателя такой идеи никто не знает. Уже в 2010-е годы сайт про формат создал и начал поддерживать Mayk Senden. Он в своё время наткнулся на статью 2014 года автора Brian DeMars на ССГ под названием The Danger Room. Майку понравилась идея, он собрал свой Battle Box и затем начал придумать разные листы и оформил сайт. К сожалению, с середины 2022 года его сайт недоступен.

В чём суть Батлбокса

Многих игроков в Магии бесит ситуация с маной: то тебе не идут земли вообще или нужного цвета (тебя «крючит»), или, наоборот, в руке много земель, а сыграть нечего, т. к. в руку продолжают идти земли («пофлудило»). Дизайнеры МТГ считают это частью игры. Но несогласные с этим решили исправить ситуацию и изменить правила, разделив библиотеку на две отдельные: со заклинаниями и с землями. Так из игры убрали фактор земель и в этом формате не бывает такого, что кто-то проиграл «из-за земель».

Кроме того, оба игрока используют общую колоду, тем самым исключается дисбаланс в сборе более сильной колоды одним из игроков, если бы каждый пришёл со своей заранее собранной колодой. Так что соперники полагаются только на скилл. Более того, почти отпадает проблема топдеков, т. к. у игроков каждый ход «не пустые» взятия карт и всегда есть вариативность игры.

Battle Box хорош и для новичков, так как им не нужно стрессовать из-за маны, переживать, что у оппонента колода «сильнее».

Ну и чтобы устроить дуэль, не нужно чтобы у обоих игроков было по своей колоде, ещё и одного формата (сложно обыграть колодой для «Стандарта» колоду для формата «Модерн» или тем более «Легаси»). Достаточно заранее подготовиться лишь одному и собрать Батлбокс.

Сходство с кубом

Куб и Батлбокс всегда состоят из определённого списка карт. Его иногда можно менять, но обычно игроки заранее ещё до партии знают какие карты использованы.

И Куб и Батлбокс собираются по какой-то теме: только из карт частой редкости, про вампиров, только из карт со старой рамкой, только по какому-то выпуску и пр.

Отличие от куба

Из Куба собирают бустеры, в Батлбоксе просто используют общую библиотеку или её часть.
Куб драфтят несколько игроков, потом разбиваются на пары, в Батлбоксе обычно играют 1 на 1. Но некоторые виды Батлбоксов могут быть подготовлены для мультиплеера, даже для EDH.

Если в Кубе используют обычные правила МТГ, то в Батлбоксе есть особые правила:

  • некоторые касаются сбора колоды (см. ниже),
  • главное отличие: у каждого игрока есть пачка земель, из которой он может разыгрывать по одной земле каждый ход и поэтому не существует проблемы mana screw и mana flood.

В отличие от Куба темы в Батлбоксе должны быть более широкими. Во время драфта можно попытаться собрать себе всех фей, или карты с дреджем. Карты в общей колоде не должны быть синергичными с каким-то малым числом других карт. Лучше класть карты, которые работают сами по себе.

В Кубе обычно собирают двухцветную колоду во время драфта, в Батлбоксе же все игроки используют 5 цветов. Считайте, что когда вы собираете Батлбокс, вы «драфтите» 200-карточную пятицветную колоду.

«Установка» Батлбокса быстрее — не нужно собирать рандомные бустеры, потом их драфтить. Просто раздал земли каждому игроку, выложил общую колоду, взяли стартовую руку и погнали.

Сбор Батлбокса

Чтобы поиграть в батлбокс, один из игроков должен его заранее собрать. Исходя из того, по какому принципу собирали Бокс, зависит формат, в какой можно им поиграть: Двухголовый гигант, Архивраг, Плейнчейз или Командир (EDH). В этом случае используются правила форматов по числу стартовых жизней и прочие специальные условия к ограничениям Батлбокса.

Я сохранил на CubeCobra оригинальные деклисты Батлбоксов, которые составил Майк и выкладывал на своём сайте.

Примеры Батлбоксов

Плюс лист Danger Room Брайана ДеМарса.

Батлбокс всегда состоит из:

  • Нескольких наборов земель. Само число земель внутри набора может быть на усмотрение создателя, но обычно используют 10 земель. Или 10 базовых, по 2 каждого типа, или 5 базовых и 5 каких-то двойных «дружественных» земель. Например, гильдейских врат из Равники.
  • Общей колоды. Она может быть любого размера, но рекомендованный минимум — 200 карт. Это обеспечит разнообразие партий. Критичный минимум — по 40 карт на игрока, чтобы хватило на 30−40 ходов для завершения партии.
  • Токенов по желанию в количестве.

Рекомендовано использовать протекторы разного цвета для каждой из этих составляющих, чтобы было удобнее хранить Батлбокс и быстрее готовить его к началу партии.

Хотя размер Батлбокса сверху не ограничен, для соответствия духу формата удобно его делать таким, чтобы колода, наборы земель и токены в протекторах уместились в коробку из-под фэтпака (бандла).

Наборы земель

Каждый игрок перед началом партии получает набор земель. Наборы каждого игрока идентичные, и обычно состоят из:

  • Некоторого числа базовых земель, как минимум по 1 каждого типа. Если вы хотите собрать Батлбокс попроще, для новичков, имеет смысл использовать только базовые земли. Но при этом придётся наложить больше ограничений на карты, входящие в основную колоду Батлбокса, т. к. многоцветные карты будет сложнее разыграть.
  • Двойных земель. Чтобы было интереснее, они должны быть с дроубэком (drawback) — например, входящие повёрнутыми снежные земли из Coldsnap или Врата из Возвращения в Равнику. Тогда игроку придётся выбирать между эффективностью базовой земли или универсальностью двойной.

Рекомендованный набор земель состоит из 10 штук: 10 базовых или 5 базовых и 5 дружественных дуалок, что позволяет первые 10 ходов гарантированно разыгрывать земли и обеспечивает маной на все заклинания Батлбокса.

Общая колода

Общая колода Батлбокса может содержать произвольное число карт, но есть некоторые рекомендации:

  • Чтобы увеличить разнообразие партий, класть следует лишь по одной копии каждой карты.
  • Число карт каждого цвета должно быть приблизительно равным. В отличие от куба, где равное число карт каждого цвета критично, в Батлбоксе это не строгое правило.
  • Сила карт должна быть примерно одинаковой. Условно, не стоит кластьBalduvian BarbariansиAlesha, Who Smiles at Death, т. к. при одинаковом манакосте они уж очень разного павер-левела.
  • Не кладите много карт на взятие новых карт из колоды. Так как каждая карта в колоде не-земля, то эффект взятия карты становится выше, чем в обычных правилах МТГ.
  • Не кладите туторы (карты, что ищут другие карты в библиотеке). Это отнимает время, т. к. искать приходится в огромной колоде (а потом и шаффлить её), и пропадает рандом между партиями. В виде исключения можно класть туторы, что ищут в Х верхних картах (например,See the Unwritten).
  • Не используйте разгон по мане и карты на разрушение земель. Это идёт против самого духа формата, в котором равнодоступность маны определяюща. Плюс это отнимает слоты в колоде на карты, что делали бы что-то «полезное». Если у вас лежат карты, что могут уничтожать любые перманенты (включая земли), можно ввести хоум-рул, что все земли имеют Порчеустойчивость и Неразрушимость.
  • В этой основной колоде с заклинаниями могут быть какие-то утилитарные земли, но это по желанию создателя Батлбокса.

Игровые механики

Установка игры

Партия в формате Батлбокс проходит по обычным правилам МТГ за исключениями:

  1. Каждый игрок получает набор земель. Он находится в командной зоне.
  2. Каждый игрок берёт стопку не менее 40 карт из общей колоды и использует как библиотеку. Другой вариант: игроки используют колоду как общую библиотеку. В этом случае стоит учесть, что смысл карт какCrystal BallиHinderсильно меняется. Игрок манипулирует верхней картой библиотеки, которую, скорее всего, возьмёт оппонент.
  3. Каждый игрок берёт стартовую руку из 4 карт. Меньший размер стартовой руки обусловлен тем, что земли не берутся в стартовую руку и она может быть меньше.
  4. Мулиганы (пересдачи) запрещены. С отдельной от остальной части библиотеки маной отпадает необходимость в пересдаче. Если игроки всё же хотят использовать пересдачу, то рекомендовано такое правило: игрок один раз может взять новую руку из 4 карт.

Как проходит партия

Партия в формате Батлбокс проходит по обычным правилам МТГ за исключениями:

  • Максимальный размер руки равняется 7, не считая земли в командной зоне.
  • Если в какой-то момент в библиотеке игрока не остаётся карт, он берёт ещё пачку карт из общей колоды.
  • Игрок считается владельцем каждой карты, которую взял из библиотеки до конца партии или до тех пор, пока карта не замешана в общую колоду.
  • Каждый ход игрок может положить одну карту земли из командной зоны на поле боя. Это действие аналогично розыгрышу карты земли из руки. Игрок может разыгрывать одну карту земли в ход, неважно разыграна она из командной зоны или из его руки (например, если в общей колоде есть карты небазовых земель, или карту земли вернули с поля боя в руку).
  • Если эффект предписывает игрока замешать карту в библиотеку, он кладёт её под низ общей колоды.

Особенности мультиплеерных партий

Партия в Батлбокс может проходить с любым числом игроков. Хотя обычно Батлбоксы собираются для дуэлей. Ниже некоторые соображения для партий с более чем 2 игроками:

  • В мультиплеерной партии время между ходами каждого игрока увеличивается, поэтому стоит учитывать сложность карт в общей колоде и наборе земель, чтобы сгладить этот недостаток или хотя бы не усугублять его.
  • Мультиплерные партии на 4 игрока лучше играть в Двухголового гиганта, а на 5 игроков в Звезду (игрок побеждает, когда выбывают 2 игрока напротив него, атаковать можно только игроков напротив, игроки справа и слева не считаются оппонентами, для эффектов, которые ссылаются на оппонентов; игроков справа и слева атаковать нельзя, но можно целить их и их перманенты заклинаниями).

Подробнее про сбор листа Батлбокса

Батлбокс это казуальный формат: у него нет комитета, который следит за правилами, банлистом и адаптирует правила формата, а основной англоязычный сайт, который описывал формат, с 2022 года перестал работать. Каждый собирает лист на своё усмотрение. Но чтобы соответствовать духу формата и чтобы было приятно потом играть, можно учесть некоторые рекомендации.

  1. Рекомендованный минимум основной колоды — 200 карт. Для мультиплеерного Батлбокса нужно учитывать, что на каждого игрока должно приходиться минимум 40 карт. А для того, чтобы каждая следующая партия не повторяла прошлую, лучше если на игрока будет приходиться по 100 карт. Так для дуэльного Батлбокса лист стоит делать на 200 карт, на мультиплеер из 4 игроков — из 400 карт. Это не учитывая листа для Командира, там отдельные правила.
  2. Не используйте узкие темы (феи, дредж и пр.), т. к. карты в ходе партии будут попадаться случайным образом. Годятся более общие темы на жетонах +1/+1, работе с кладбищем. Классно заложить ряд таких широких тем, как «воровство существ», evasion (это когда существ сложно блокировать, потому что они с полётом, неблокируемые и т. п.), «комбат-трики».
  3. Так как у игроков будут пятицветные колоды, темы должны поддерживать все цвета. Так существа с evasion есть во всех цветах. А вот попытаться выдержать фей в 5 цветах уже нереально.
  4. Не кладите узкоспециализированные карты. Например,Crucible of Worldsклассная, мощная, но узкая карта. Чтобы она раскрыла себя, в листе должны быть куча других карт, которые наполняют кладбище землями, карты, которые позволяют разыгрывать дополнительные карты в ходу. В противовес ей рассмотримMimic Vat. Ей нужно лишь чтобы постоянно умирали существа, что точно будет выполняться в любой партии. Такая карта более «широкая». Кроме того карта делает игру глубокой, так как даёт много выбора: изгнать только что умершее существо? Оставить ману на её активируемую способность или потратить ману на розыгрыш карты с руки? А если в листе будет какое-то число карт, что дают эффект на выходе (ETB), то появляется дополнительная синергия.
  5. Старайтесь выдержать равный уровень силы карт во всём листе. Чтобы игрок не мог сказать, что его обыграли из-за того, что оппоненту пришли более сильные карты (сравнимого манакоста), чем ему. Brian DeMars предлагает такую идею: карты должны быть анкомонами, который хочется взять первым пиком на драфте.
  6. Рекомендованные пропорции типов карт в листе: 50% существ, 15% заклинаний устранения (removal), 15% реактивных заклинаний, 15% карт с глобальными эффектами и остальное на какие-то карты с уникальными эффектами, на мироходцев.
  7. По распределению кривой маны колода будет напоминать драфтовую. Основная часть (примерно 2/3 листа) будет состоять из манакоста 3, 4 и 5. Первых дропов будет по минимуму, вторых чуть больше. Примерно такое же количество, как и вторых дропов, будет карт с манакостом 6, 7 и далее, то есть для «бомб» и финишеров.
  8. Не рекомендуется класть туторы, то есть карты, которые ищут карты. Искать карточку в 200 других долго, потом ещё перемешивать колоду. Это всё затягивает партию. Кроме того, это убирает разнообразие между партиями. Допустимо использовать карты, что ищут в каком-то количестве верхних карт библиотеки или с эффектом как уJalira, Master Polymorphist. Ну и не все игроки заранее будут знать какие карты есть в колоде, чтобы искать сразу нужную.
  9. Не рекомендуется класть много безусловного дрова (карты на взятие карт). Лучше заменить их картами, что делают что-то в самой игре или дают условный дров, какSnake UmbraилиBaleful Strix.
  10. Не рекомендуется использовать карты, которые фильтруют колоду. Особенно когда в результате найденная карта кладётся на верх библиотеки, т. к. в случае, когда игроки используют общую библиотеку, эту карту возьмёт оппонент.
  11. Не рекомендуется использовать разгон по мане (mana ramp) и разрушение земель. Принцип формата Батлбокс — все игроки в равных условиях по мане, которая доступна в любой момент.
  12. При обычном наборе из 10 земель (5 базиков и 5 дуалок) у каждого игрока будет лишь по 3 маны одного цвета. Учитывайте это при подборе карт со сложным манакостом.
  13. С другой стороны, т. к. у всех игроков есть базовые земли всех типов, не стоит использовать карты подобные Collective Restraint.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.