С чего начать изучать лор? Что почитать? Я начинал смотреть лор на ютубе с первых выпусков, но такое чувство что всё это мало пересекается с современным лором.
Просто когда показывают синематики перед дополнением в МТГА совершенно не понятно о чём речь и к чему это, но книжки не читал пока ни разу, хотел бы с чего-то начать.
Если вы начали играть после 2015 года, или вовсе с появлением МТГ Арены, то читайте эту статью.
Если вы уже знакомы с общим сюжетом, знаете кто такие «Стражи» и следили за последними рассказами на официальном сайте, то, возможно, вам будет интересно найти другие, более ранние переводы. За таким чтивом вам в другую статью, где я собираю ссылки на все официальные и фанатские переводы книг, рассказов и комиксов.
TLDR
Начать изучение сюжета можно с официального сайта Wizards of the Coast. Беда в том, что сайт Визардов постоянно ломается, перестраивается и там чёрт ногу сломит. Там есть раздел специальный раздел «Сюжет» куда можно зайти и поковыряться в том, что интересно. Узнать немного про персонажей или миры, найти какие-то рассказы. Но всё, что было про сюжет на русском до 2014 года на сайте найти практически нереально, потому что не собрано ни в какое оглавление.
Из нового сюжета стоит начинать с «Истоков», он же Origin. Это сет 2015 года, где рассказали историю становления и зажжения искр пяти мироходев, будущих «Стражей» Мультивселенной: иероманта Гидеона Джуры, телепата и мага разума Джейса Белерена, некромантки Лилианы Весс, пиромантки Чандры Налаар и элементалистки Ниссы Ривейн. Вокруг этих героев так или иначе строится весь современный сюжет.
Эти рассказы немного переписали канон. Поэтому старые рассказы и комиксы, которые описывали этих героев, могут противоречить последней официальной версии.
Рассказы были выложены на официальном сайте в переводе, но он «потерялся», как и многие другие переводы на том сайте. Но есть качественный фанатский перевод от паблика «Миры Доминии», собранный в ПДФ — vk.com/topic-9 931 273_29163527?post=2616
Из старого сюжета стоит читать классику: книги цикла «Эпоха артефактов» о мироходце Урзе. Их издавали в бумажном виде на русском.
Чуть подробнее о сюжете МТГ
Сюжет Magic: the Gathering глобально делится на то, что было до события, называемым «Исцеление», и после него. Если перевести в годы выхода выпусков МТГ, то до 2006−2007 годов (блок Time Spiral), и после. Можно сказать, что в это время случилась глобальная перезагрузка сюжета.
Исцеление
«Исцеление», Great Mending — это когда природа мультивселенной МТГ изменилась так, что искра даёт мироходцу лишь только возможность ходить по мирам, а не быть бессмертным существом, всемогущим как божество.
То есть до Исцеления были такие известные мироходцы как Урза, Фрейялиз, Карн, Серра, Сорин, Угин, Болас и прочие. Они жили долго, набирались магического опыта тысячелетиями и были так круты, что, например, создавали свои миры. Серра создала Царство Серры, Карн создал Аргентум, который стал позже Мирродином (а ещё позднее превратился в Новую Фирексию). Урза ничего не создавал 🙂 Но такие мироходцы были бессмертны, могли превращаться в кого угодно, т. к. были по сути сгустками энергии, а не живыми существами. Им не нужно было спать, есть, дышать. Но убить их было возможно, хотя и сложно, учитывая их чудовищную регенерацию.
А нынешние мироходцы, неоволкеры, просто довольно сильные маги с искрой, которая позволяет путешествовать по мирам. И даже с собой в другой мир никого взять не могут, ведь само путешествие по Слепой вечности («пространству» между мирами Мультивселенной) изменилось. Раньше существовали порталы между мирами, а мироходцы могли брать в свои путешествия между мирами других людей, но сейчас, увы, нет. (Хотя в событиях «Войны искры» портал в Равнику открыли, но через него, по текущему мироустройству, может ходить только неживая материя).
Собственно, из-за потери могущества старых мироходцев и был сыр-бор с Боласом последние годы, который закончился развязкой в выпуске «Война искры» 2019 года. Болас хотел вернуть силы, забрав искры других мироходцев. До Исцеления он был почти богом, а потом его искра поменялась и он стал смертным (но долгоживущим) и очень сильным, в силу своего опыта, драконом.
Краткое описание этих замыслов Никола Боласа — vk.com/@worlds_of_dominia-est-li-u-vas-plan-mister-bolas
Если считать блоками, то это Исцеление случилось в 2005…2006 в блоке Спираль времени. Как раз с этих пор появился новый тип карт МТГ — мироходец и их стали регулярно печатать.
Сюжет стал развиваться о таких более приземлённых к игрокам неоволкерах. И главными героями стали Джейс и компания, позднее ставшая «Стражами».
Истоки и Стражи
В новом сюжете тоже есть деление. В 2015 году вышел выпуск «Истоки» (Origin), в котором нам рассказали историю становления будущих «Стражей» — тогда пятёрки супергероев вселенной МТГ: мироходцев Гидеона, Джейса, Лилианы, Чандры и Ниссы. От этого выпуска сменился стиль повествования. Если до этого просто сюжет рассказывал о каких-то локальных проблемах разных миров, которые мы посещаем в каждом выпуске, то теперь есть группа супергероев, которые «всюду суют свой нос» и «несут дозор» во благо Мультивселенной. Это некий аналог Мстителей во вселенной Марвел.
Фанатский перевод рассказов про каждого из этой пятёрки Страже —
vk.com/topic-9 931 273_29163527?post=2616
Фанатский, потому что перевод был на официальном сайте, но потерялся и теперь лежит там только на английском.
Рекомендую почитать из нового
Познакомившись с командой Стражей уже можно копать дальше. Если хочется читать именно книги (говорим всё так же про свежую сюжетную линию), то стоит читать книгу «Агенты разума».
Ещё есть история про Чандру и Гидеона — Очистительный огонь. Правда «Истоки» позже переписали какие-то моменты в каноне. Почитать любопытно, но не самый топ.
Рекомендую почитать из старого
По сюжету до Исцеления стоит почитать классическую подборку книг из цикла «Эпоха артефактов». Они были переведены и изданы в России в бумажном виде.
Это книги «Война братьев», «Мироходец», «Потоки времени», «Порода героев» и приквел к ним, «Тран, создатель чудовищ».
Лично я больше всего в восторге от книг:
- «Тран, создатель чудовищ» — она рассказывает о древней расе транов, которые жили и погибли за 4000 лет до рождения Урзы. Книга повествует об Явгмоте и становлении Фирексии, главного врага Урзы и Доминарии на многие века.
- «Война братьев» — собственно история об Урзе, от рождения и до его «вознесения», то есть до зажжения искры. И о его соперничестве с братом Мишрой, которое переросло в военный конфликт, что охватил Доминарию и привёл к Ледниковому периоду.
- «Потоки времени» — об основании Толарийской академии и создании Карна. А ещё о гибели Царства Серры.
Если интерес после прочтения этих книг не затухнет, то можно далее пойти по (почти) хронологическому списку переводов.
Как найти ответы и узнать детали
Если появятся вопросы по сюжету и персонажам, то их можно задать админу паблика «Миры Доминии», который специализируется на ЛОРе Magic: the Gathering уже более 10 лет. Читает и книги, и комиксы, рассказы и ответы разработчиков игры, и сюжетный текст на картах. А после собирает в путеводители.
Тема для вопросов по сюжету — vk.com/topic-9 931 273_27446162