Дуалки — земли, которые умеют давать ману двух цветов. От dual lands — двойные земли. С помощью таких земель проще «стабилизироваться» по мане. Это даёт большую вариативность: игрок может в зависимости от ситуации получить нужную ману и сыграть подходящий спелл.
Оригинальные «дуалки» были выпущены в первых сетах: Limited edition (Alpha, Beta) и перепечатаны в Unlimited и Revised. Их ещё называют «тру-дуалками». Это ценные в игровом смысле земли, потому что они лишены всех недостатков, которые есть у прочих дуалок. Из-за своей крутости, а так же давности выпуска и малых тиражей такие земли очень дорогие.
Через некоторое время разработчики поняли, что земли, которые «лучше» базовых земель не должны существовать без дроубека (drawback), то есть некого отрицательного эффекта. Так оригинальные дуалки сразу после выхода на поле боя могут дать ману одного из двух цветов. А обычные базовые земли лишь одного. Такого быть не должно.
Если оригинальные дуалки легальны в формате «Винтаж», «Легаси» и «Командир» (EDH) и там это лучшие земли, то в модерне их чаще всего заменяют «шокленды». Это двойные земли, впервые напечатанные в блоке Равника, которые могут войти неповёрнутыми, если заплатить 2 жизни. Две жизни — дроубэк.
В целом же дуалками называют любые земли, что умеют давать ману двух цветов. Но бывают «хорошие» и «плохие» дуалки.
Плохие — те, которые хоть и дают ману двух цветов, но выходят на поле боя всегда повёрнутыми, то есть их нельзя использовать до следующего хода, в начале которого они развернутся. Такие выпускают почти в каждом выпуске MTG и кладут «для стабилизации» в двухцветные преконы — колоды мироходцев.
Meandering River — у такой карты даже номер «выше» сета, 274 из 269. Потому что 269 карт попадаются в бустерах, а эта — только в колодах мироходцев
Хорошие — те дуалки, что можно как-то ввести неповёрнутыми и сразу получить ману нужного цвета. И совсем хорошие, у которых ещё есть базовые типы, то есть они могут быть равниной, островом, болотом, горой или лесом. Преимущество таких дуалок в том, что их можно найти фечками. Трудуалки были именно такими.
Выше я привёл иллюстрации карт из онлайновой версии МТГ, где у земель указаны базовые типы. Но в печатной версии в первые годы, когда и были изданы оригинальные дуалки, базовые типы ещё на картах не писали. В базе «Оракл», где стоит проверять актуальный текст карт, типы уже прописаны, как и в электронном переиздании этих дуалок.
С базовыми типами выпущены
Оригинальные дуалки
- Tundra
- Underground Sea
- Badlands
- Taiga
- Savannah
- Scrubland
- Volcanic Island
- Bayou
- Plateau
- Tropical Island
Шокленды Равники
Hallowed Fountain, Watery Grave, Blood Crypt, Stomping Ground, Temple Garden, Godless Shrine, Steam Vents, Overgrown Tomb, Sacred Foundry, Breeding Pool
Батлленды Зендикара
Prairie Stream, Sunken Hollow, Smoldering Marsh, Cinder Glade, Canopy Vista
Циклящие земли Амонхета
Эти входят затапаными.
Irrigated Farmland, Fetid Pools, Canyon Slough, Sheltered Thicket, Scattered Groves
Ещё неплохие дуалки, но без базовых типов — пейнушки, pain lands
Такие входят нетапаными, но их нельзя найти фечками и за цветную ману они наносят 1 урон. Зато их можно использовать сразу.
Adarkar Wastes, Underground River, Sulfurous Springs, Karplusan Forest, Brushland, Caves of Koilos, Shivan Reef, Llanowar Wastes, Battlefield Forge, Yavimaya Coast